Нарративный подход – одно из наиболее динамично развивающихся направлений в современной психотерапии и психологическом консультировании. Он возник в 80-х годах прошлого века в Австралии и Новой Зеландии. Основатели подхода – Майкл Уайт и Дэвид Эпстон.
За 20 лет нарративная терапия превратилась в признанный и влиятельный подход, получила широкое распространение в США, Европе, Латинской Америке и Африке. Майкл Николс и Ричард Шварц, авторы книги «Семейная терапия: концепции и методы» (переведена на русский в 2004-м), называют нарративный подход доминирующим в наши дни направлением семейной терапии.
Нарративные идеи и методики применяются в различных областях – в индивидуальном консультировании, работе с семьями, работе в школах, при проведении примирительных программ между подростками и взрослыми, при реабилитационной работе с пострадавшими от различных форм насилия, в экстремальных ситуациях. И диапазон применения неуклонно расширяется.
Что же привлекает практикующих специалистов и тех, кто обращается за помощью, в этом подходе? В первую очередь – это успешная работа со сложными, порой считавшимися неизлечимыми проблемами. Нарративный подход дает уникальный инструментарий для решения большого спектра проблем: от семейных конфликтов до последствий травматического опыта, анорексии и психозов.
Также нарративная практика отличается особым взглядом на людей – уважительным, не обвиняющим и не паталогизирующим. Нарративный подход не утверждает, что проблемы «в людях» или «в семье» и чтобы справиться с ними, необходимо «бороться с собой», а считает, что проблема — это нечто отдельное и управляющее жизнью человека, оказывающее на неё пагубное влияние.
Обычно люди приходят к консультанту, рассуждая примерно так: «я неудачник, у меня депрессия, значит со мной что-то не так». Ведь современная психологическая культура настойчиво предлагает людям поверить, что неспособность справляться с проблемами – признак какого-то «недостатка в конструкции» человека, некой дефективности или слабости воли. Когда люди видят себя проблемными, и думают, что проблемы являются отражением их внутренней сущности, они часто ощущают себя беспомощными, неспособными изменить свое положение, начинают «бороться с собой» (а не с конкретной проблемой), что может привести к саморазрушению.
Чтобы избежать такого чувства беспомощности и остановить процесс саморазрушения, нарративный консультант обычно предлагает клиенту персонифицировать проблему, сделать ее видимой, дать ей имя и поговорить о том, как она влияет на его жизнь. Отделение человека от проблемы, вынесение ее вовне (экстернализация) создает пространство, свободное от проблем, позволяет посмотреть на ситуацию со стороны, проявиться знаниям, умениям и способностям человека, прежде находившихся в тени проблемной истории.
В ходе работы люди освобождаются от парализующего влияния стыда и вины и могут взять на себя ответственность за свои поступки. Проясняются смыслы, ценности, намерения, мечты и возможности людей, прослеживается история их возникновения и развития. В результате у человека формируется «безопасная территория идентичности», он может взглянуть на свою жизнь с ресурсной позиции, дистанцироваться от непосредственно переживаемого (часто травмирующего) опыта и совершать осознанный выбор, меняя свою жизнь в желаемую сторону.
Нарративная терапия – («повествовательная» от англ. 'narrative' – история, повествование) основывается на идее о том, что идентичность человека (представление о том, кем я являюсь) конструируется в форме историй (нарративов).
Жизнь сложна и многогранна, и мы всегда ищем способы ее объяснения. Постоянно переживая нескончаемую вереницу событий, люди стремятся увидеть их взаимосвязанными и объяснимыми, то есть осмысленными. Нарратив подобен нити, сплетающей разнообразные, разбросанные во времени и пространстве события в одну цельную и логичную историю.
Эти объяснения – повествования, которые мы рассказываем себе и другим, – организуют наш опыт и формируют поведение. Истории, которые мы рассказываем о себе, являются мощным инструментом для понимания и осмысления жизни, поскольку они определяют, что именно мы отмечаем и запоминаем и, следовательно, то, как мы оцениваем прошлое и смотрим в будущее. Какими именно будут эти истории, зависит от того, на какие события мы обратили внимание, как связали их между собой и какой смысл им придали. Представьте, например, какие воспоминания из учебы в старших классах сохранит девушка, считающая, что все у нее идет в меру успешно, и как они повлияют на ее отношение к университету, к будущей карьере. А теперь вообразите, каков будет взгляд на то же прошлое и будущее у девушки, которая думает, что у нее никогда ничего не получается.
Человеческий опыт всегда более богат, чем история, которую мы рассказываем о нем. К сожалению, перед лицом множества проблем или на фоне стресса люди часто избирательно концентрируются на негативных событиях прошлого, начинают приписывать событиям смыслы, подкрепляющие проблемную историю, и мало обращают внимание на те события, которые этому негативизму противоречат.
Вернемся к примеру девушки (назовем ее Маша), которая думает, что у нее никогда ничего не получается. Ее жизненная история называется «я неудачница». Возможно, эта проблемная история возникла еще в средней школе, когда у Маши возникли сложности в изучении точных предметов, и была связана с переходом в новую школу, где у нее не сложились отношения с одноклассниками. Под давлением этой истории она не помнит о своих успехах в начальной школе и хорошем знании гуманитарных предметов. Так же не принимаются во внимание хорошие взаимоотношения со сверстниками, которые были в художественной школе.
Выбор событий, из которых конструируется история жизни и их осмысление, никогда не происходит вне контекстов окружающего мира и подвержен влиянию социальных (культурных, экономических, политических) факторов. Например, то, что во время обучения Маши в школе учителя и родители сразу отмечали провалы в точных науках и не оценивали по достоинству ее успехи в гуманитарных предметах и творческие способности. Повлияло и то, что в обществе наиболее престижными и высокооплачиваемыми считались профессии, связанные с экономической и коммерческой сферой деятельности. Отвержение Маши одноклассниками подкреплялось представлением о том, какой должна быть девушка (сколько она должна весить, какую одежду носить, какую музыку слушать и т.д.), и эти стереотипы активно транслировались средствами массовой информации. Внешность и увлечения Маши не подходили под эти критерии.
В результате у Маши сформировалось представление о себе как неудачнице. И оно действует как фильтр, отделяющий тот опыт или те переживания, которые не согласуются с сюжетной линией. Если их нельзя отфильтровать, события искажаются до тех пор, пока так или иначе не укладываются в основную канву. Все свои успехи девушка предписывает слепой удаче или считает их незначительными. Негативные же события жизни сразу складывает в «копилку» проблемной истории.
“Цель нарративной терапии – помочь людям увидеть опыт, не соответствующий проблемной истории, открыть альтернативные знания и умения, которые содержатся в этих выражениях опыта, создать из ранее «невидимых» событий истории о себе и своей идентичности, в соответствии с предпочтительными для самих людей способами жизни..
Цель нарративной терапии – помочь людям увидеть опыт, не соответствующий проблемной истории, открыть альтернативные знания и умения, которые содержатся в этих выражениях опыта, создать из ранее «невидимых» событий истории о себе и своей идентичности, в соответствии с предпочтительными для самих людей способами жизни.
Например, нарративный консультант мог бы, задавая вопросы Маше, сначала отделить проблемную историю от идентичности Маши. Исследовать, как и когда в жизни Маши появилась эта проблема и как она влияет на нее. Затем найти и обозначить те эпизоды в ее жизни, которые противоречат истории «я неудачница» и свидетельствуют об ее успехах и умениях. Связать их в новую предпочитаемую историю жизни. Нарративный консультант мог бы также предложить Маше исследовать влияние на ее идентичность популярных в современном обществе представлений о том, какой должна быть девушка, предложить ей поразмышлять над тем, являются ли эти стереотипы неоспоримыми истинами и нужно ли ей соответствовать им.
Затем консультант предложил бы озвучить и осмыслить намерения, мечты, принципы, ценности Маши, чтобы она могла проживать свою жизнь в соответствии с тем, что считает важным, а не с тем, что было предписано и определено проблемной историей и социальными нормами. В результате работы нарративного консультанта человек может почувствовать себя творцом своей жизни, способным влиять на нее, изменять негативные представления о себе и формировать новое, позитивное отношение к себе.